Дом Хундертвассера – жилой дом в Вене, построенный по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Дом представляет собой реализацию мечты художника и отображает его жизненные взгляды и убеждения. Это попытка построить идеальный дом, модель муниципального жилья будущего.
В доме 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и три общих террасы. Жильё здесь одно из самых дорогих. Однако когда в 1986 году строительство Дома было закончено, от желающих поселиться в нём не было отбою. И всё же не все жильцы выдерживают долго. Причин здесь, вероятно, две. Во-первых, под окнами постоянно толпятся туристы, которые так и хотят заглянуть внутрь, во-вторых, сказывается усталость от неровных полов. Хундертвассер считал, что в природе не бывает прямых линий и углов, поэтому в Доме неровные стены и неровные полы, напоминающие лесные тропинки, а все углы (подоконники, дверные косяки, оконные проемы) закруглены.
Человек должен жить в гармонии с природой – этот принцип Хундертвассер проповедовал на словах и реализовывал в своих проектах. Дом отличает «холмистая» этажность, а крыша, которая напоминает улиткообразный подъём, усажена зеленью – деревьями и кустами. Кстати, второе название дома Waldspirale в переводе с нем. означает лесная спираль и очень точно описывает внешность дома. Деревья высажены и в некоторых комнатах, так называемые «деревья-жильцы». Хундертвассер считал, что человек виноват перед деревьями и должен всячески о них заботиться.
Сам дом пестрит яркими красками – каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: красный, синий, желтый и белый. Фасад также расчерчен ассиметричными четырехугольниками, и Вы не увидите и двух окон одинаковой формы и размера. Вообще, окнам Хундертвассер придавал особое значение. Художник говорил, что главное в доме – это вовсе не стены, а окна. Он даже вывел теорию диктатуры окон и их право на самоопределение (Window Dictatorship and Window Rights). Согласно этой теории каждое окно–индивидуум имеет право на собственную жизнь. Дома же с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю. Хундертвассер был убежден, что нельзя жить в одинаковых серых коробках, потому что это вредно как для физического, так и психического здоровья людей.
В Доме Хундертвассера каждый жилец может изменить внешность Дома. Здесь действует правило вытянутой руки: высунувшись из своего неповторимого окошка, жилец вправе рисовать, наклеивать, писать, или раскрашивать стены там, куда дотянется его рука. Художник верил, что все люди непохожи друг на друга и стремятся отличаться друг от друга, а еще он считал, что каждый человек должен чувствовать себя королём в своём жилище, поэтому над каждым окошком Дома изображена корона.
Дом Хундертвассера свободен от общепринятых норм и клише. Как и всё необычное и эксцентричное, он вызывает самые разные, подчас противоположные реакции. Одни негодуют, что разноцветные пряничные здания Хундертвассра, похожие на жилища гномов, засоряют элегантную Вену. Другие же считают самобытного художника гением. Но прежде чем принимать одну из сторон, лучше всё–таки взглянуть самому.
Подробнее о городе Вена
|
|